ИНФОРМАТИКА
Цели и задачи
изучения информатики в школе
Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного
предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения
школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни,
труду, продолжению образования. Вклад информатики в научное
мировоззрение школьников определяется формированием при ее изучении
представления об информации как одном из трех основополагающих
понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых
строится современная картина мира. Информатика как учебный предмет
открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших
областей действительности – область информационных процессов в живой
природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению,
обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования
информации в системах различной природы, информатика вносит
существенный вклад в формирование современного научного
представления о мире, его единстве. Значительное расширение
информатикой среды научного познания, формирование нового
(информационного) подхода к изучению окружающей действительности
имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в
полной мере использовать в школьном образовании. Существенное
значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет
раскрытие при изучении информатики роли новых информационных
технологий в развитии общества, изменение характера и содержания
труда человека, предпосылок и условий перехода общества к
постиндустриальному, информационному этапу его развития. Изучение
информатики имеет важное значение для развития мышления школьников.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения
информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у
школьников теоретического, творческого мышления, а также на
формирование нового типа мышления, так называемого операционного
мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В процессе
изучения информатики учащиеся овладевают такими современными
методами научного познания, как формализация, моделирование,
компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный
процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки,
формируемые при ее изучении, носят в современных условиях
общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Исключительно велика
роль информатики в подготовке выпускников школы к труду,
профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению
молодежи. В настоящее время в России, как и во всех развитых странах
мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так
называемому информационному обществу. Отличительной чертой
постиндустриального этапа развития является перенос центра тяжести в
общественном разделении труда из сферы материального производства в
область информационных процессов и технологий, т.е. смена
доминирующего вида деятельности человека, обусловленная переходом от
индустриального к информационному этапу развития общественного
производства. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников
учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе,
заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании
образования, путях его осуществления. Анализ содержания
профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно
прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод
о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и
информационных технологий. Растущее значение информационной
деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре
рабочих мест: происходит "перекачивание" трудовых ресурсов из
материальной сферы в информационную, появляются новые профессии,
непосредственно связанные с обработкой информации. В настоящее время
в развитых странах число людей, занятых сельскохозяйственным
производством, не превышает 4% трудоспособного населения, рабочие
промышленных специальностей составляют около 16%, а так называемые
информационные работники (т.е. те, у кого обработка информации –
основной вид профессиональной деятельности) – примерно 60%. В
ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа людей, для
которых обработка информации – ведущая производственная функция, в
целом на 40 – 45%. В то же время прогнозируется сокращение доли
работающих в добывающей промышленности на 16%, машиностроении – на 7
– 8%, в сельскохозяйственном производстве – на 12%. Анализ влияния
информатики на соотношение различных видов деятельности в общей
структуре профессиональной деятельности в основных отраслях
производства, транспорта, связи и т.д. позволяет отметить
всевозрастающую роль изучения информатики, информационных технологий
в подготовке подрастающего поколения к труду, продолжению
образования. Информационная компонента становится ведущей
составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере
деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Одной из ведущих
тенденций развития образования в настоящее время является переход к
системе непрерывного образования, одним из этапов которого является
школьное образование. В этих условиях особенно актуализируется
задача подготовки школьников к последующим этапам образования.
Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли
принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных
"образовательных траекторий" для обучаемых, которые могут быть
осуществлены в практике обучения только на основе средств
информационных технологий. Непрерывное образование предполагает
увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в
общей системе образования человека. В условиях развития
самообразования неизбежно возрастет роль средств обучения в
технологиях обучения, особое значение приобретут средства
информационных и телекоммуникационных технологий обучения, овладение
которыми станет одной из основных задач изучения информатики в
школе. Таким образом, основная цель изучения основ информатики в
школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися
основами знаний о процессах получения, преобразования, передачи и
использования информации и на этой основе раскрыть учащимся значение
информационных процессов в формировании современной научной картины
мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в
развитии современного общества, привить им навыки сознательного и
рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем
профессиональной деятельности.
Тесты
ЕГЭ
информатика
(скачать)